понедельник, 25 октября 2010 г.

Приготовим капусту вместе? Пара вкусных рецептов

clip_image001

Еще в глубокой древности капуста пользовалась особенной популярностью у человека.
По некоторым данным первыми, кто стал ее употреблять в пищу, были иберы, проживающие на Пиренейском полуострове. Потом этот овощ появился на столах египтян, римлян и греков. Все это происходило до нашей эры.
А вот к нам капуста попала уже в I веке. И с тех пор она по праву занимает ведущее место в рационе питания славян.
Помнится еще с детства – когда мама шинковала капусту то ли на борщ, то ли для закваски, я всегда украдкой тягала сочные соломинки и хрустела ими, смакуя и закатывая глаза от удовольствия.
О, а как мне нравилось делать «бутербродики» из пюре с квашеной капустой! Это когда в тарелке вилкой разминаешь слой картошки, на него укладываешь капустку, накрываешь еще одной лепешкой пюре, отправляешь все это сооружение в рот – и наслаждаешься неповторимостью вкуса. То же я проделывала и с тушеной капустой.
О свойствах и полезности капустного вилка говорить не приходится, все и без меня прекрасно знают, что капустой можно лечить, применять ее в домашней косметологии для омоложения и отбеливания кожи. Но не об этом речь. Как раз сейчас настало время заготовок на зиму. Вот и поговорим об этом.
У кого нет земельного участка, где можно вырастить практически любой овощ, белокочанную красавицу необходимо выбрать на рынке или в магазине. Я предпочитаю рынок, так как там большой выбор как в ценовом плане, так и в отношении внешних качеств. В овощных рядах я выбираю капусту, опираясь на незыблемые правила, которые мне поведала еще моя бабушка.
Кочан должен быть тугим, сама его форма немного приплюснутой или округлой. А вот продолговатая капуста имеет множество толстых и грубых прожилок. Мало того, что их трудно тоненько нашинковать, они еще имеют горьковатый привкус, что не добавит положительных вкусовых качеств в засолке. Очень хорошо, если на верхних листах есть небольшой белесый налет. Это значит, что капуста совсем недавно прибыла с грядки. Именно ее, родимую, я беру в первую очередь.
Вот капуста выбрана и благополучно доставлена на кухню. Приступаем к ее солению. Но есть еще один момент, опять моя мудрая бабушка дает совет. То, что квасят, маринуют и солят капусту на растущей луне, это знают многие. А вот о том, что заготавливать ее впрок нужно по мужским дням, вы это знали?
Что такое мужской день? Объясню. Понедельник, вторник, четверг – мужские дни, остальные женские, кроме воскресенья. В этот день и не работают, а тем более не занимаются заготовкой впрок. Капуста, закрытая в день с мужским именем, всегда намного вкуснее, дольше сохраняется и не теряет своей хрусткости. Это точно замечено и проверено бабушкой.
Перейдем к рецептам. Витамины, витамины и еще раз витамины. Почему я заговорила о них? Да потому что этот салат называется «Витаминный».
Нам понадобится 3 кг капусты, 6 штук морковок, 1 свекла средних размеров и 1 головка чеснока. Для рассола возьмем 3 литра воды, 1 стакан сахара, 4 ст. ложки соли, 1 стакан уксуса столового 6% или полстакана 9%. Несколько листиков лаврового листа, штук 10 горошин черного перца и щепотка семян укропа (можно тмина).
Приступим непосредственно к приготовлению. Капусту шинкуем как можно тоньше. Я использую специальную шинковку, мамин подарок, который был сделан на заказ у одного нашего умельца. Кстати, замечу, что ножи в ней изготовлены из старой косы. Нарезка с помощью шинковки дает тонюсенькие полосочки капусты, прямо паутинки. И, естественно, это облегчает мой труд.
Капусту нашинковали, теперь выдавливаем туда чеснок (его можно просто мелко нарезать). Предварительно очищенную морковь и свеклу трем на терке. Если вы хотите, чтобы впоследствии капуста выглядела красиво, используйте терку для корейских салатов. Нарезанные и натертые овощи перемешиваем с одной столовой ложкой соли (только не перетираем!). Туго набиваем стерилизованные банки овощной мешаниной и начинаем готовить рассол.
В кастрюлю с водой всыпаем оставшуюся соль, сахар и специи. Как только все закипело, вливаем уксус и быстро снимаем с огня. Не спеша заливаем горячим маринадом капусту. Когда она покроется жидкостью полностью, закатываем тару или укупориваем капроновыми крышками. Я использую именно их. На пару дней готовые банки я ставлю в теплое место (закутывать не обязательно). Затем прячу на хранение. Смею заметить, что двух дней хватает, что бы капуста приобрела необходимый вкус и порадовала вас приятным пикантным вкусом.
Еще в моем арсенале есть рецепт капусты по-грузински. Когда-то моя двоюродная сестра отдыхала на Кавказе и привезла его оттуда. В моей семье очень любят острые блюда, даже дети щедро сдабривают перцем еду. Поэтому капуста в таком исполнении у них на особом счету.
Для начала подготовим тару. Это может быть эмалированное ведро или ведерная кастрюля. Если таковой не нашлось в обиходе, подойдут трехлитровые банки, только резать кочаны придется мельче.
Набор продуктов следующий: 3 кг капусты, 2 горьких перца в стручках, 5 штук морковок, 1 пучок сельдерея, 1 пучок петрушки. Для заливки: 3 литра воды, лавровый лист, 3 ст. ложки соли.
Капусту очистить от засохших, поврежденных листьев и разрезать на 8-10 частей вдоль, в зависимости от размера вилка. Если вы собрались закрывать в банках, режьте крупными кубиками, которые свободно пройдут в горлышко.
Уложить первый слой на дно тары и пересыпать его кольцами горького перца, крупно нарезанной зеленью и горстью тертой моркови. Слой за слоем наполнять емкость, не забывая утрамбовывать. Теперь необходимо приготовить рассол.
Кипятим воду с солью и лавровым листом. Заливаем этой жидкостью капусту. Банки просто закрываем капроновыми крышками, а с ведром или кастрюлей поступаем следующим образом – сверху укладываем кусок полиэтилена и на него ставим груз. В качестве груза я использую пластиковые литровые бутылки с водой.
Когда наступает срок подавать капусту на стол, ее обычно режут помельче. По желанию можно добавить репчатый лучок и подсолнечное масло.

Вот такие вот капустные фантазии я предлагаю заготовить на зиму, а можно прямо и через три дня начать пробовать. Приятного аппетита!

Эльвира Голец

Комментариев нет:

Отправить комментарий