среда, 5 марта 2014 г.

Кижи. Русский север. Сказка куполов


 



Церковь для славян не знавших крепостного права, представлялась праздничным дворцом, излучающим очарование и любовь. Остров Кижи расположен в 68 км от Петрозаводска. Некогда труднодоступные берега Онежского озера, сегодня известны как хранилище культурных ценностей русского народа.
Остров Кижи затерянный в шхерах Онежского озера - сравнительно небольшой и узкий остров: всего четыре километра в длину и шестьсот метром в ширину в самом широком месте. Кижский погост принадлежит к национальным святыням русского народа и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как произведение мировой художественной культуры. Пожалуй лучшее определение заповеднику Кижи, дал академик архитектуры И.Э. Грабарь - "несравненная сказка куполов"

Древний Кижский погост находится примерно на полпути между Великим Новгородом и его владениями на Северной Двине. Со времен княжения Александра Невского в XIII веке северяне не выпускали из рук оружия. Много столетий подряд в цепи городов-погостов Кижи представляли форпост России против иноземных захватчиков, укрепленный посад со сторожевыми башнями и крепостными стенами. Кроме своей редкой красоты, храмы Кижей уникальны тем, что сделаны без единого гвоздя. Главной видовой точкой Кижского погоста всегда был западный берег, вдоль которого панорамой выстроились самые значимые сооружения острова.

К началу XVIII века старая Спасо-Преображенская церковь совершенно обветшала и всере сгорела от удара молнии. Новый храм с тем же названием, но уже не шатровый, а многоглавый был освящен здесь в 1714 году. В тот год русский галерный флот одержал первую в своей истории крупную морскую победу. 7 августа 1714 годаавангар галер под командованием Петра I разгромил шведскую эскадру и захватил 10 вражеских кораблей (все которые были у противника). Эта битва, на ряду с другими предопределила благоприятный исход Северной войны. Новая Спасо-Преображенская церковь представляла собой не рядовой сельский храм, а величественную декорацию в честь новой, мирной эпохи в истории русского Севера.

Старинное предание связывает строительство «восьмого чуда света» с личностью Петра I и его победой в Полтавской баталии. По легенде, царь любил Онего-озеро и заметив во время одного из путешествий на Кижском погосте много бревен, приготовленных для храма Преображения господня, собственноручно вычертил план восьмерика вместо крещатой бочки. В Русской православной архитектуре церкви к тому времени сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Храмы строились по разному, но каждый символически соответствовал церковному вероучению. Для строительства использовались те породы древесины, которые в изобилии произростали на данной территории. Важной особенностью деревянного зодчества являлось отсутствие пил в плотницком инструменте. Плотники не строили избы, церкви, хоромы, города, а рубили их в прямом смысле этого слова.

Огромный пирамидальный объем Спасо-Преображенский церкви имеет высоту 37 метров и увенчан системой из двадцати двух серебристых чешуйчатых глав. Храм Преображения Христова в Кижах стал, по общему признанию, лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Форма храма символизирует пламень свечи в прославление Отца Небесного, как свидетельствует Евангелие. По преданию, легендарный строитель Спасо-Преображенского храма, закончив постройку, бросил свой топор в Онего-озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой».



Постепенно Кижи становятся одним из центров торговли и художественного ремесла. Здесь работают иконописцы и переписчики книг. На южной стороне острова, рядом с жилыми избами, располагались многочисленные торговые лавки, амбары, постоялые дворы. В дни ярмарок и празднеств, сюда, на сотнях судов и лодок, съезжались жители со всей территории Обонежской пятины. Не случайно "кижи" в языческие времена означало "место для развлечений" или "остров игрищ". Этим названием обозначалось место древнего языческого святилища, замененного после принятию на Руси христианства православным храмом.






Основой народных промыслов был лес. Русский человек рождался и рос в рубленной бревенчатой избе. Первые игрушки, посуда, ложки, мебель и утварь, все было из дерева. Окружающие леса Обонежской пятины представляли новгородцам не только обильный строительный материал, но и природные формы. Все это выразилось в деревянном зодчестве, деревянные храмы и жилые хоромы украшали резьбой и живописью. Обычные постройки, стремились сделать так, что бы потомки дивились их красотой. На русском Севере возникли наиболее развитые и совершенные образцы крестьянского жилища. Дом Ошевнева из деревни Ошевнево. 1876 год-

Древнее Онего-озеро насчитывает 1369 скалистых островов, входивших когда-то в состав Обонежской пятины Великого Новгорода. Новгородские первопроходцы отличались вечевой демократичностью, ремесленной мудростью и крестьянским простодушием. Эти черты, подкрепленные плотницким искусством, стали определяющими в северном народном зодчестве. На русском Севере хранился не только язык, обычаи, обряды и преданья позабытые в других местах, но и древняя приверженность к образам и формам древнерусской православной культуры.

















Фотограф- Андрей Довгань.
andrew-dovgan.livejournal.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий