вторник, 6 ноября 2012 г.

Культурное наследие Российской Федерации: Большой Кремлёвский дворец.Часть 1

 
clip_image001


clip_image002

Большой Кремлёвский дворец — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 1838—1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв).

clip_image003

Длина дворца составляет 125 метров, высота — 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат.

clip_image004

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский , Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

clip_image005

Первые каменные здания Большого Кремлевского дворца были построенны итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499—1508 годах. К концу XVII века Большой Кремлевский дворец был обширным дворцовым комплексом, в который входили:

Грановитая палата


clip_image006


clip_image007


clip_image008
clip_image009


clip_image010


clip_image011


clip_image012


clip_image013


clip_image014


clip_image015


clip_image016


clip_image017


clip_image018


clip_image019


clip_image020


clip_image021


clip_image022

Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

clip_image023


clip_image024


clip_image025


clip_image026

При строительстве в 1838—1849 годах Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени соединилось с Владимирским залом.

clip_image027


clip_image028


clip_image029

Грановитая Палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.

clip_image030


clip_image025[1]

Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов.

clip_image031

В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

clip_image032

21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после реставрации, предыдущая реставрация проводилась в конце 1960-х годов[2]. В ходе реставрации были воссозданы наборный паркет и ковёр, а также восстановлена обивка мебели, не реставрировавшейся с XIX века. Параллельно с реставрацией в Грановитой палате проводились археологические раскопки, в ходе которых было обнаружено около трех тысяч предметов.

Теремной дворец


clip_image033

Фёдор Алексеев, Боярская площадка

clip_image034


clip_image035

И парадные, и жилые покои Великокняжеского дворца в Московском кремле строил великий миланец Алоизио де Карезано, который известен так же под именем Алевиза Фрязина.
От величественного комплекса дворца, до настоящего времени сохранились Постельные хоромы, которые составляли три нижних этажа в Теремном дворце. Это подвал, подклеть - нижнее нежилое помещение, и жилые покои, выстроенные в 1499-1508 годах. Теремный дворец соединялся с Грановитой палатой арочной галереей. В подвале и подклети располагались ледники, кладовые, мастерские. В верхнем, жилом этаже, было девять палат, которые были объединены по три широкими сенями. Сени выходили на оба фасада терема.




clip_image036


clip_image037


clip_image038


clip_image039


clip_image040

В толще вековых стен сохранился фрагмент стены подклети, которая принадлежала Средней палате Кремлевского дворца. Это древний фасад с фрагментами дверей, окон и терракотовых наличников.

clip_image041

Дворец был выстроен в стиле ренессанса, имел деревянный и терракотовый декор. Потолок во дворце был кессонированным, т. е. состоящим из кессонов - квадратных углублений. Кессоны были золочеными. Предполагают, что они то и дали название знаменитой Золотой Царициной палате дворца - торцевой комнате, получившей свое название после роскошного обустройства интерьера в 1589 году. Частично сюжетная роспись на стенах дошла до наших дней.

clip_image042

Один из входов в Золотую палату был обращен в сторону самых просторных сеней - Проходных, которые в XVII веке назывались Жилецкой палатой, в ней жили самые близкие к государю бояре-жильцы. Западная торцевая комната дворца была известна как Приемная палата Елены Глинской - Великой княгини Московской.

clip_image043


clip_image044

Елена Глинская, бывшая женой Василия Третьего, после его смерти в 1553 году совершила переворот и стала во главе Великого княжества Московского. После княгини Ольги, Елена Глинская была первой правительницей Руси. За время своего правления она заставила Сигизмунда Первого, короля польского, заключить мир, выгодный для России, обязала Швецию отказать в помощи Ливонскому Ордену и Литве, построила Китайгородскую стену в Москве.

clip_image045

А главное, провела денежную реформу, фактически введя единую валюту на территории России - копейку. Несмотря на это, её не любили ни бояре, ни народ, видимо, как женщину не московских, а европейских кровей и воспитания. Она была отравлена Шуйскими в апреле 1538 года.

clip_image046

В 1630-х годах Постельные палаты окончательно превратились в нижнюю часть Теремного дворца и стали называться Мастерскими палатами. В XVIII – XIX веках кремлевские палаты постепенно разбирали. Их камень использовали для фундаментов дальнейших построек. Причем не только в Кремле. Камни из палат Кремля находили на Солянке и на Хохловской площади.

clip_image047


clip_image048


clip_image049


clip_image050

Рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, в западном конце Фрейлинского коридора, находится Зимний сад, соединяющий дворец с апартаментами Их Высочеств. Растения в этот сад привозятся из оранжерей Александринского летнего дворца.В саду находятся чаша из авантурина и мраморные статуи Геркулеса и Весты.

clip_image051

Серебряная гостинная

Императорская резиденция в древней столице 1712—1838


clip_image052


clip_image053

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712 г.) кремлевские дворцы потеряли своё значение, часть помещений стала использоваться московскими отделениями правительственных департаментов, другая часть постепенно ветшала и страдала от пожаров (1715, 1722 и особенно 1737 г.).

clip_image054

Небольшое оживление наступило в 1730-е гг., при царице Анне Иоанновне, когда императорский двор значительную часть времени пребывал в Москве.

clip_image055

Парадные апартаменты. Красная гостиная
Однако процесс разрушения зданий Большого Кремлевского дворца был связан не сколько с техническим состоянием зданий, столько с их моральным старением — планировка дворца была рассчитана на средневековый быт московских князей и не могла удовлетворять изменившимся потребностям нового времени.

clip_image056

Еще при Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» — деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Ф.-Б. Растрелли).

clip_image057

Анна Иоанновна

clip_image058

Собственная половина. Гостиная императрицы

clip_image059

Собственная половина. Кабинет императрицы
При Елизавете Петровне двор возвратился в Петербург, однако было решено построить в Кремле новую императорскую резиденцию — «Новый» или «Зимний дворец» (в качестве летнего использовался дворец Анны Иоанновны «Анненгоф» в Немецкой слободе). В 1749 г. были снесены Средняя, Столовая и Набережные палаты и на их месте был выстроен новый дворец в стиле барокко(окончен в 1752 г., архит Ф.-Б.Растрелли).

clip_image060

Парадные апартаменты. Зеленая гостиная
Облик нового дворца в упрощенном виде отдаленно напоминал Большой Петергофский дворец — нижний ярус представлял собой массивный подклет, ритмично прорезанный глубокими арками, верхний этаж представлял собой изящное здание с центральным ризалитом, в котором размещался аудиенц-зал, по бокам от которого располагались жилые покои императрицы и комнаты приближенных.

clip_image061

Грановитая палата.Васнецов
Следует отметить, что несмотря на строительство нового дворца, здания Кремля воспринимались как часть национальной истории: в 1759 г. был выпущен указ о сохранении прежнего вида кремлевских стен и башен.

clip_image062

Гостевая пристройка. Штофный зал

clip_image063

Собственная половина. Кабинет императора

clip_image064

Собственная половина. Опочивальня
В царствование Екатерины II кремлевский дворец был признан мало соответствующим величию империи. В 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского дворца.

clip_image065


clip_image066

Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов.

clip_image067

Terem_Palace_in_the_Moscow_Kremlin
1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова). Отголоском столь масштабного строительства можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архит. М. Ф. Казаков)

clip_image050[1]

Крестовпая палата

clip_image068

Работы на существующем здании дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 г., по проекту архит. Н. А. Львова). После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Р. Бакарев и И. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле)- некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений еще от дворца Ф.-Б.Растрелли.

clip_image069


Новый дворец 1838—1849

Победа в войне 1812 г., начало (после долгих исканий) реализации масштабного проекта Храма Христа Спасителя вновь приковали взоры к Кремлевскому дворцу. Укрупненный масштаб строящегося неподалеку от Кремля храма поставил вопрос о строительстве в Кремле нового здания, символизирующего обновление образа Москвы, возрождения её столичных функций, освященных многовековой традицией. Было решено построить дворец, архитектура которого органично связывалось с древними постройками Кремля.

clip_image070

В 1837 г. составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца К. А. Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 г., арх. Штакеншнейдер, проект не осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

clip_image071

В 1839 г., одновременно с Храмом Христа Спасителя, началось строительство нового дворца, завершенное в 1849 г. В проектировании и строительстве Большого Кремлевского Дворца принимал участие большой коллектив московских мастеров. В 1838 г. главным архитектором был назначен К. А. Тон, главным художником Ф.Солнцев, «архитекторским помощником» — П. А. Герасимов; Ф. Ф. Рихтер был назначен старшим архитектором, заменявшим К. А. Тона в общих вопросах (только с 1843 г.). Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. В строительстве также принимал участие ученик Тона архитектор И. С. Каминский.

clip_image072

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 г. строительство было разделено на две очереди.

clip_image073


clip_image074

Золотая царицына палата

clip_image075

Гостевая пристройка. Петровский зал

clip_image076
Аван-зал

clip_image077

В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы — церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.

clip_image078

Кремлёвская набережная.
Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.

clip_image079

По состоянию на 2012 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.

Залы дворца


Андреевский зал


clip_image080

Императорский трон в Андреевском зале

clip_image081

Андреевский Зал — назван в честь ордена св. Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году. История этого зала довольно драматична: Сталин, зайдя в него и увидев царившее там великолепие, постановил все великолепие снять, колонны разломать, стены разобрать и сделать из Андреевского зала Зал Съездов.

clip_image082

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящен ордену Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды. Последнюю перестройку (восстановление) зала провели в 1994—1998 годах. Сегодня Андреевский зал восстановлен в таком же виде, в котором и был построен изначально.

clip_image083


clip_image084


Stitched Panorama


clip_image086


clip_image052[1]


Stitched Panorama


Stitched Panorama


clip_image089


clip_image090


clip_image091


clip_image092


clip_image093


Stitched Panorama


clip_image095


clip_image096


clip_image097


clip_image098


clip_image099


clip_image100


clip_image101


clip_image102


clip_image103


clip_image104
Огромная благодарность за эти чудесные фото-ancov,автор на последней фотографии.

clip_image105


clip_image106


clip_image107


clip_image108


clip_image109


clip_image110


clip_image111

автор: Сурок,
http://www.osd.ru/, http://photos.streamphoto.ru/

Александровский зал


clip_image112

Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил свое имя в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1998 годах восстановлен.

Владимирский зал


clip_image113

Зеркальные двери в северной стене Георгиевского зала ведут во Владимирский зал, названный в честь ордена «Св. Владимира». Этот высокий, восьмигранный зал XIX в. связывает воедино дворцы пяти столетий.
Отсюда можно попасть в Теремной дворец, Золотую Царицыну палату, Грановитую палату и Кремлевский Дворец съездов. Днем зал освещается верхним светом, а вечером роскошной трехъярусной золоченой люстрой и четырьмя торшерами. Пол зала набран из драгоценных пород дерева. Стены и пилястры облицованы уникальным розовым мрамором. Единственный зал, который освещается верхним светом через купол.

clip_image114


clip_image115
clip_image116

А сам зал небольшой, с единственным окном на потолке, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.

Георгиевский зал


clip_image117

Георгиевский Зал — один из самых красивых и впечатляющих. Назван в честь Ордена св. Георгия Победоносца. Этот зал был свидетелем многих исторических событий. В 1945 году здесь проходил торжественный прием участников Парада Победы. В 1961 году в Георгиевском зале чествовали первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.

clip_image118

Назван так в честь военного ордена Георгия Победоносца. Это самый большой зал дворца после Андреевского зала. Он пе*рекрыт цилиндрическим сводом и обильно украшен лепниной. Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Среди них имена известных русских полководцев и флотоводцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова и других. Имена героев написаны также и на мраморном пояске, обрамляющем двусветные окна.

clip_image119

В простенках между нишами поставлено 18 витых колонн, отлитых из цинка и покрытых спиралеобразным орнаментом. Каждая колонна несет аллегорическую статую побед с лавровым венком и памятной датой. Одна из статуй олицетворяет воссоединение Украины с Россией, ряд других связан с вхождением в состав России других народов.
Все статуи выполнены скульптором И. П. Витали. Отделка и лепные украшения зала посвящены победам русской армии в XV-XIX вв.

clip_image120

Георгиевский зал освещается 3 тыс. электрических лампочек, размещенных в шести золоченых ажурных люстрах, настенных бра и карнизах.
Паркет пола Георгиевского зала набран из нескольких десятков ценных пород дерева по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых шелковым муаром расцветки Георгиевской ленты. В этом зале русской славы в 1945 г. происходил прием участников парада Победы над гитлеровскими захватчиками.

clip_image121

В 1947 г. здесь был вручен орден Ленина делегации трудящихся столицы в память 800-летия Москвы.
В Георгиевском зале проходят дипломатические и правительственные приемы, вручения орденов и другие общественные мероприятия

Екатерининский Зал


clip_image122

— получил свое название в честь единственного женского ордена в России — святой Екатерины, учрежденного Петром I в 1714 году. Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам входов, с узорами из мельчайших кусочков малахита. парадная лестница

clip_image123


clip_image124

малахитовый аванзал, реставрированный по проекту мастера Ильи Глазунова.

clip_image125


clip_image126

одна из рабочих комнат царей

clip_image127






















































































































































































































































































Комментариев нет:

Отправить комментарий