воскресенье, 9 мая 2010 г.

Обаяние.

 

Огонек в глазах Кларка Гейбла. Подкупающая искренность Марчелло Мастрояни. Отвага Кэтрин Хэпберн. Ранимость Мерилин Монро. Они притягивают к себе, словно владеют волшебными чарами, и хочется видеть их снова и снова. Таково действие обаяния.

Обаяние — „невидимая" часть красоты. Людей, лишенных обаяния, никогда не назовут красивыми. Какой бы прекрасной ни была женщина, без обаяния вся ее красота меркнет. В то же время сила обаяния настолько велика, что превращает дурнушку в красавицу, делая незаметными физические недостатки. Красота выделит вас из толпы, интеллект и остроумие создадут репутацию, но обаяние сделает неотразимой.

К чему все эти рассуждения? Я специально останавливаюсь на обаянии, ибо его как элемент красоты слишком часто игнорируют. Если вы идете на жертвы во имя красоты, а я думаю, что идете, то всегда стараетесь об этом помнить. Вы хотите, конечно, быть красивой ради себя самой, но, наверное, надеетесь благодаря красоте найти любовь, дружбу, радовать своих близких. Миловидная внешность — это еще не все, но добавьте обаяние, и мир — у ваших ног! Можно купить превосходное платье, сделать великолепную прическу и умело наложить косметику — без обаяния вы будете выглядеть манекеном. Обаяние не поддается измерению, его нельзя взять на загородную вечеринку, званый обед или оставить дома за ненадобностью. Обаяние подобно хорошей погоде, им наполнена каждая минута, проведенная с человеком, обладающим им. Общество обаятельной женщины доставляет удовольствие, потому что она вносит блеск, живость и смысл в любое занятие: прогулки, беседы, встречи и приемы. Обаятельная женщина чутка и внимательна, всегда помнит дни рождения родных и друзей и посылает им письма с выражением своих чувств.

Обаяние – секрет и маленькие хитрости

Обаяние проявляется недвусмысленно, когда посылаешь подарок больному другу. Одобрительная улыбка тоже излучает обаяние. Оно проявляется в самых разнообразных формах, вроде неожиданного приглашения покататься на велосипеде, и не ограничивается какой-нибудь одной сферой жизни.

Когда я вспоминаю Джона Уэйна, передо мной возникает вовсе не образ рослого мужественного ковбоя из легенды, хотя именно этого я ожидала до встречи с ним.

Мы играли главные роли в фильме „Легенда об утраченном", большая часть которого снималась в пустыне Сахара. Днем — жара, как в печке, а ночью — пронизывающий холод. Однажды вечером газовый обогреватель в моей комнате опрокинулся, и я чуть не задохнулась от окиси углерода. Джон Уэйн, сочувствуя мне, держался вежливо, но отстраненно. Время шло, съемки продолжались. Как-то мы вместе отправились погулять. В жизни, словно в кино, мы снова шли по песку. Неожиданно Джон что-то вложил в мою ладонь. Предмет был холоден на ощупь и тяжел. Разжав пальцы, я увидела, что держу „розу пустыни" — горный камень, который иногда встречается в песках и выглядит как распустившаяся роза. Мой нежно-розовый цветок отличался необыкновенной красотой. Не знаю, где Джон взял его — в этой местности „розы пустыни" довольно редки — или нашел еще раньше. Я была настолько тронута подарком, что с тех пор серьезно не воспринимаю облик жесткого и грубоватого мужчины, каким кажется Джон Уэйн. Для меня он — обаятельный и чуткий человек.

Я привыкла думать, что обаяние или дается от рождения, или его нет. Одни обаятельны без всяких усилий, у других, как ни старайся, не получается. Первым, по-моему, просто повезло, вторым приходится трудиться, чтобы стать обаятельными. В начале своей карьеры я не обращала на это внимания.

Все женщины, которых я играла на экране, были обаятельными и, говоря откровенно, вовсе не из-за того, что я настолько неотразима. Просто создатели фильмов знают, что зрителям нравятся живые, занимательные, а не скучные персонажи. Но боже упаси вас думать, что обаяние автоматически приходит с деньгами и модной одеждой! Сравните: в фильме „Арабески" я играла богатую элегантную даму, чье обаяние изысканно и утонченно, однако в картине „Особый день" моя героиня задавлена тяжелой работой и, несмотря на это, ей присуще собственное естественное обаяние. Так откуда же оно берется?

Снимаясь в кино, учишься определенным жестам, взглядам, движениям, которые помогают создать привлекательный образ на экране. Следовательно, искусство очаровывать имеет свою технику. В то же время все мы видели фильмы, где актер или актриса неспособны создать иллюзию обаяния. Получается, что обаяние не сводится к технике. Существует что-то еще.

По-моему, обаяние, помимо техники, требует искренности. Истинное обаяние — это раскрытие самого себя. Искренность Мастрояни, которая нередко обезоруживает, не технический прием, а часть его личности и характера, которая заворожит кого угодно. Бывает, что смелость или робость и даже faux pas (промах, ложный шаг) обаятельны потому, что идут из глубины души и абсолютно естественны. Не всегда легко быть самим собой, иногда для этого необходимо мужество. Например, вы оказываетесь в компании знатоков музыки, будучи в ней полным профаном, и начинаете поддакивать и притворяться, будто что-то соображаете. Гораздо честнее признать себя невеждой и использовать возможность что-то узнать. Но признаться в этом не так-то легко, ибо все мы любим производить хорошее впечатление, выставляя себя с лучшей стороны.

Говоря об обаянии, основанном на искренности, я вовсе не советую понимать мои слова буквально. Откровенно сообщать всем о своих недостатках и выкладывать только правду-матку — не лучший способ общения с окружающими. Ведите себя естественно и непринужденно. Если вы застенчивы, не пытайтесь стать душой компании. Плохо танцуете — не теряйте времени, наступая на ноги партнеру, умеете хорошо петь — не заставляйте себя долго упрашивать. Обаяние проявляется, когда вы раскрываете присущие только вам таланты и привлекательные черты вашей натуры.

И последнее: тайна, как и искренность, — неотъемлемая часть обаяния. Я, однако, не могу посоветовать вам, как быть загадочной и таинственной. В обаянии, если хорошенько подумать, не все поддается определению. Его тайна нередко кроется в намеках и словах, которые не сказаны, в глазах, говорящих больше, чем слова, в прикосновении пальцев и жестах. Бессмысленно стараться быть „загадочной". Однако, когда стремишься быть обаятельной, не мешает помнить, что в самом стремлении заложена великая сила, почти такая же, как и в действии.

Когда меня знакомили с автором сценария фильма „Женщина с реки", я уже знала, что он написал сценарии для двух фильмов, сниматься в которых меня не приглашали, и считала, что по отношению ко мне он настроен враждебно. Я решила показать себя с неожиданной стороны в ситуации, когда слова бессильны выразить то, что хочешь. Он ожидал меня, слушая мамбу по радио. Я влетела в комнату и приблизилась к нему, танцуя мамбу. Позже я узнала, что о враждебности не было и речи, а когда мы подружились, он признался, что мой странный танец был одним из самых ярких впечатлений в его жизни.

Обаяние глубоко индивидуально. Чтобы быть обаятельной, вам нужно сосредоточиться на своих достоинствах и подумать, как показать их окружающим. Будьте искренни при самовыражении, не играйте и не притворяйтесь, это пленяет и очаровывает людей.

Только вы знаете, что в вас есть уникального и особенного. Допустим, это смех, улыбка, чувство юмора. А может быть, вас отличает спокойный нрав, доброта? Чем бы ни одарила вас природа, обаяние еще больше украсит вас.

Эффект обаяния проявляется только в отношениях с другими людьми. Мелкие знаки внимания, которые мы кому-то оказываем, нередко становятся весьма важными.

Я вспоминаю свою первую встречу с Чарли Чаплином. Это было в Англии, в Аскоте, где я сняла домик. Чаплин собирался прийти ко мне, чтобы показать сценарий фильма „Графиня из Гонконга". О встрече договорились заранее, и я ужасно волновалась. Чарли Чаплин был кумиром моего детства. Он проделывал в фильмах такое, что глядя на экран, я забывала и войну, и скудную жизнь в Поццуоли. Меня переполняла благодарность к нему и благоговейный трепет перед его талантом.

Прозвенел звонок. Я поправила платье и глубоко вздохнула. Передо мной стоял маленький человек с букетом весенних цветов. Я была тронута его вниманием. Цветы растопили страх первых минут, и нам стало легко друг с другом. Если вдуматься, тут не было ничего особенного, но этот скромный жест помог найти верный путь общения. В конце концов мы стали хорошими друзьями, и я храню воспоминания о нашей дружбе, как драгоценное сокровище.

Букет — вот что главное в моем рассказе. В нем ключ к тайне обаяния, пример того, как мелкие знаки внимания облегчают взаимопонимание. Всем нам, по-моему, нелишне помнить о мелочах в поведении, манерах, разговоре. Сначала мы ведем себя так специально, потом это входит в привычку, превращаясь в конечном итоге в часть нашего обаяния.

Умение себя вести

Приемы и встречи дают возможность отдохнуть и взбодриться. Общение с обаятельными людьми помогает снять напряжение, однако нужно следить за своими манерами, поскольку в них оно и проявляется. Я знакома с людьми, которые не умеют держаться, и, несмотря на интерес, который они представляют, в них нет ни капли обаяния.

Иногда кажется, что время хороших манер, экипажей и карет кануло в Лету. Современный стиль общения настолько свободен, что мы склонны просто полагаться на здравый смысл и не разводить всякие церемонии. По-моему, это неправильно. В жизни бывают такие обстоятельства, когда следовать общепринятым нормам поведения необходимо и даже полезно. Каждый день нашей жизни складывается по-разному, и от нас зависит, будет ли он окрашен в светлые или мрачные тона. Любое общение с людьми подразумевает умение себя вести, независимо от того, с кем вы общаетесь — с матерью или водителем такси.

Хорошие манеры — воистину дар небес, благодаря которому люди чувствуют себя в вашем обществе непринужденно. Поняв это, вы оцените, насколько важно уметь себя вести в обществе. Открыв секрет хороших манер, вы всюду будете чувствовать себя легко и свободно и сумеете создать непринужденную атмосферу вокруг себя.

Я много повидала на своем веку. Вращаясь в самых разных кругах, я заметила, какую важную роль играют манеры. Нередко первое впечатление о человеке было неприятным из-за его неумения держаться. Со мной обычно все любезны, потому что знают, кто я такая. Однако те же люди, расточающие мне улыбки, ведут себя грубо и невежливо с теми, кто, по их мнению, не представляет интереса. Стоит мне это заметить, я сразу же чувствую неприязнь. Разумеется, я ничего не говорю, но с этой минуты знаю им цену.

Учитесь правильным манерам, если вам недостаточно того, что вы знаете. Возьмите книги по этикету, наблюдайте за людьми, в чьем обществе на приемах и встречах вы чувствуете себя непринужденно. Я не предлагаю вам становиться знатоком этикета, однако никому не мешает время от времени повышать уровень знаний. Если у вас дети, то как мать, вы просто обязаны учить их хорошим манерам. Родной дом — самое подходящее место для первых уроков. Хорошие манеры, усвоенные с детства, намного облегчат жизнь в будущем.

Существует немало возможностей продемонстрировать хорошие манеры, к примеру, при знакомстве. Нередко тот, кто представляет людей друг другу, ограничивается одним именем, лишая новых знакомых возможности начать беседу. Они испытывают неловкость, не зная, с чего начать разговор. Я хорошо знакома с такой ситуацией, поскольку мне часто представляют людей, знающих, кто я, но я-то про них не знала ничего! Поэтому необходима какая-то дополнительная информация, чтобы иметь представление о том, кто перед вами стоит. Например: „Знакомьтесь, Мария. Она только что вернулась из Гонконга. Она побывала там впервые". Или: „Это Джон. Недавно он стал отцом". В сущности, вариантам нет числа. Если вы будете так представлять каждого гостя, вашему приему обеспечен успех — все будут чувствовать себя как дома. Конечно, от вас потребуются некоторые усилия и даже подготовка, чтобы суметь что-то сказать при знакомстве. Что же делать, положение хозяйки накладывает определенные обязательства. Вкусная еда и хорошее вино уходят на второй план, если гости чувствуют себя неуютно.

Беседа

Беседа — душа любого приема, званого вечера или встречи. При взаимном интересе она получается содержательной и занимательной. Почему-то считается, что репутация хорошего собеседника строится на умении острить и привлекать к себе внимание анекдотами. Это не совсем верно. Занимательный рассказ или анекдот — лишь пикантная приправа к основному блюду — беседе. Слушать — не менее важно, чем говорить. Разговор — не что иное как обмен мнениями, а если один не дает рта раскрыть другому, тут уже не до обмена.

Ричард Бартон принадлежит к числу самых превосходных собеседников, когда-либо встреченных мною. Мы познакомились летом 1973 года, он гостил в моем доме в Марино. Нас назначили на главные роли в фильме Витторио Де Сика „Путешествие", и Ричард избегал прессы, желая отдохнуть перед началом съемок. Мы вели изумительные, нескончаемые беседы обо всем на свете. У Ричарда блестящий интеллект, он обладает широким кругозором. Чтобы подкрепить свою мысль, он приводит примеры из литературы, цитирует древних классиков и историков. Я даже завидую ему. Он не опускается до сплетен, предпочитая обсуждать идеи, а не людей — еще одно качество, которое я ценю. Есть у него и недостатки — он ни разу не выиграл у меня в скраббл, несмотря на многочисленные партии, как и Питер ОТул, который потерпел сокрушительное поражение.

Волнуетесь ли вы, если не знаете, о чем говорить с окружающими? У некоторых настолько хорошо подвешен язык, что они не могут даже представить себе такую ситуацию. Другим, в том числе и мне, требуется подготовка. Принимая душ или накладывая косметику, подумайте, какие темы вы можете обсудить. Это выглядит немного искусственно, но диктуется здравым смыслом. Я подозреваю, что множество людей так и поступает, хотя об этом и не говорит. Берите любую тему — статью в газете, книгу, которая вам не понравилась, роль животных в жизни человека — все годится для разговора и спасет от мучительных пауз.

Вас могут пригласить на прием, где соберутся разного рода знаменитости. Не поленитесь выяснить заранее, чем они известны и чего достигли, раз вам повезло оказаться в их обществе. Но не пользуйтесь этим, чтобы польстить и произвести впечатление: вы поставите и себя, и их в неловкое положение. Просто располагая информацией, вы сумеете удачно провести разговор и, возможно, узнаете что-то новое и полезное для себя.

Снимаясь в фильме „Леди Л", я услышала, что драматург Ноэль Ковард собирается посмотреть на нашу съемочную площадку — знаменитый замок в Йоркшире. Скажу честно: я почти ничего не знала о Коварде, но навела кое-какие справки за оставшееся время. При встрече с драматургом мы беседовали о его жизни и творчестве. Потом я прочла две его пьесы, настолько захватывающие, что горько пожалела об упущенной возможности поговорить о них.

В защиту застенчивых

Перед тем как завершить обсуждение темы званых вечеров и приемов, мне хочется сказать несколько слов в защиту застенчивых. Я тоже застенчива и представляю, каково это — войти в комнату, полную незнакомых людей, как замирает сердце, когда все глаза устремляются на тебя. Зная меня по работе, вы можете не поверить, но это правда. Я не люблю ходить на модные приемы и вечера, но приходится выполнять свои обязанности перед публикой, которая сделала меня знаменитой. Я не считаю возможным, как некоторые актеры, с пренебрежением относиться к зрителям. В любом случае, собираясь на прием, я заранее внутренне готовлюсь. Как-то в Лондоне, где снимался фильм „Миллионерша", я отправилась на обед с Питером Селлерсом. Войдя в ресторан, я вдруг осознала, что глаза всех присутствующих устремлены на нас. У меня подкосились ноги, и только поддержка Питера — он заметил, как я побледнела, — спасла меня от падения на пол. Я не боюсь быть в центре внимания, если заранее предвижу эту ситуацию, нервное напряжение лишь придает мне сил. Однако я расползаюсь как медуза при любой неожиданности.

Застенчивость — не порок и ее нечего стыдиться. Суметь преодолеть ее — вот, что главное. Одни, не в силах совладать с застенчивостью, замыкаются в себе, изолируясь от общества. Другие становятся клоунами или занудами, тщетно пытаясь отвлечь внимание от своего недостатка. Ни тот, ни другой способ не помогают. Я помню, как снималась в фильме „Падение Римской империи". Один из главных исполнителей вел себя напористо и вызывающе, что вызвало к нему общую неприязнь и актеров, и персонала. Я почувствовала, что за его агрессивностью прячется самая обыкновенная робость, а этот актер, в сущности, хороший человек. Отведя его в сторону, я сказала: „Слушай, ты вовсе не хам, хотя им кажешься. Зачем обижать людей таким поведением?" Вероятно, мои слова заставили его изменить свои манеры, постепенно все вошло в нормальную колею, и он завоевал симпатии членов съемочной группы.

Я никогда не пыталась заставить себя общаться с людьми, любое насилие противно моей натуре, и его применение дало бы противоположный эффект. Обычно я выбираю собеседника, в обществе которого чувствую себя непринужденно, и сосредоточиваю на нем свое внимание. Таким образом, мне не приходится иметь дело с большим количеством гостей, и все же я участвую в вечере. Это намного легче и для меня, и кроме того, экономит время и силы.

Если вы застенчивы, важно научить себя получать удовольствие от приема даже тогда, когда вам больше хочется скоротать вечер дома с книжкой. Настройте себя на встречу с новыми людьми и расширение своего кругозора. Отправляйтесь на прием в хорошем настроении, если вы убедите себя, что потратите время с пользой, так и получится. Не забивайтесь в уголок, где вас никто не заметит и не подойдет. Не входите в зал с лицом, на котором ясно читается ваше презрительное отношение к происходящему. Не думайте, что скучающая и надменная поза придаст вам утонченный вид. Гораздо лучше держаться спокойно и благожелательно. Уверенность в себе создаст вокруг вас атмосферу, притягательную для других.

Голос и жесты

Однажды Чарли Чаплин сказал про меня: „Чего вы хотите от девушки, которая выросла между оружейной фабрикой и огнедышащим вулканом?" Я только начала сниматься в кино и стеснялась своего голоса, поэтому подумала, что замечание Чаплина относится к нему. Оно меня уязвило, и я обиделась. Каким же облегчением было узнать, что он имеет в виду мой темперамент!

Как актриса, я придаю огромное значение звучанию и модуляциям голоса — важного инструмента моего ремесла. Доводилось ли вам слышать в ресторане или в автобусе, как один голос неожиданно перекрывает все остальные? Если да, то наверняка голос был резким или чересчур звучным. Это практически все, что нужно знать о голосе, поскольку мы замечаем его только тогда, когда он режет слух. Приятный голос не обращает на себя внимания — только слова производят впечатление.

Свой собственный голос легко прослушать: раскройте журнал, ткните пальцем в середину страницы и прочтите вслух несколько слов. Звуки отдадутся эхом, и вы получите ясное представление, как звучит ваш голос для постороннего слуха. Полагаю, вы будете упражняться в одиночестве. Можно записать свой голос на пленку. Вы, вероятно, удивитесь, что с трудом себя узнаете. Неплохо записать вашу беседу с друзьями. Перемотав пленку, вы отметите модуляции и темп речи, о которых и не подозревали. Окажется, например, что вы говорите скороговоркой или пересыпаете свою речь словами-паразитами.

В начале моей карьеры мне потребовалось сделать голос более низким. От природы у меня высокий голос, и по правде, он даже мне резал слух. Я решила исправить его и взялась за дело серьезно. Путем упорных тренировок я добилась своего, тембр стал низким, и я еще больше понижаю его, когда озвучиваю фильмы.

В низких звуках есть нечто более приятное для слуха, чем в высоких. Я уверена, что вы сами замечали это. Скажем, если двое спорят на экране, свои симпатии зрители отдадут не тому, у кого высокий взволнованный голос, хотя, может быть, согласны с его точкой зрения. Доверие завоюет его оппонент, который говорит обдуманно, хорошо поставленным, низким голосом. Вступая в полемику, помните: неторопливая взвешенная речь — ваш незаменимый союзник.

Возможно, я придаю такое значение контролю над голосом из-за того, что, как все неаполитанцы, обладаю вспыльчивым нравом. Стоит мне выйти из себя — и мало кто способен долго выдержать мой голос. Я много раз клялась научиться держать себя в руках, но пока достигла лишь того, что могу усмирять силу своего голоса, понижать его.

Жесты и телодвижения много значат для общего впечатления, которое вы производите. Они столь же индивидуальны, как ваша подпись, и могут быть очень обаятельными, если изящны и уместны. Жесты подкрепляют вашу речь и помогают сохранять спокойствие, если вы взволнованы.

Не стоит прилагать больших усилий, чтобы изменить ваши естественные жесты, однако обратите на них внимание, если хотите при случае произвести определенное впечатление. Выверенные скупые жесты создают деловую, спокойную атмосферу, что весьма кстати в сложной ситуации. Контролируя свои жесты, вы будете владеть собой и не станете дергаться из-за ерунды. Я поняла это, выступая по телевидению, когда хотела успокоить нервы и одновременно не отвлекать внимание зрителей суетливыми движениями.

Доброжелательность и юмор

Возможно, личная доброжелательность и лежит в основе обаяния. Все мы встречали людей до того симпатичных и приятных, что с ними трудно расстаться. Не все способны открыто выражать привязанность и теплоту, и это, по-моему, очень плохо. Для мужчин, в особенности, это превращается в проблему, которую не так-то просто разрешить. Чтобы выразить теплые чувства, вовсе не обязательно обниматься и целоваться. Скромный подарок или письмо прекрасно выразят благодарность и понимание. Если вам хочется показать свою признательность, не таите ее в душе, найдите способ, как это сделать. И не откладывайте дело в долгий ящик. Короткое письмо, отправленное своевременно, ценится гораздо больше, чем запоздалый щедрый подарок.

Я уверена, что юмор неотделим от обаяния. У меня много самых разных друзей, но все они обладают чувством юмора. Смех звучит для меня прекрасной бодрящей музыкой, а слышать, как смеются дети — неземное наслаждение.

Юмор сближает людей, помогая им лучше понять друг друга. Подобно музыке, он универсален. Благодаря ему незнакомые люди становятся друзьями. Стоит обменяться шутками, и у вас уже сложилось мнение о человеке, еще недавно абсолютно чужом. Взаимное чувство юмора нередко становится основой крепкой дружбы. Когда я снималась в фильме „Гордость и страсть" с Кэри Грантом и Фрэнком Синатрой, съемочная площадка сотрясалась от смеха. Мой английский был довольно примитивным, я не улавливала смысл шуток, но, чтобы не отстать от общего веселья, старалась смеяться в нужных местах. В съемках участвовал один итальянец, который заметил мое неловкое положение. Во время очередного взрыва смеха он посмотрел мне в глаза. Мы оба поняли, что не знаем, над чем смеемся, и расхохотались еще больше. Потом, как только звучала очередная шутка, мы хохотали громче всех, смеясь прежде всего над собой. Да, без юмора жизнь была бы невыносимо скучной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий