Лермонтов Петра Кончаловского...
В 1941 году великий русский поэт увиделся Петру Кончаловскому молодым драгунским офицером, который, переезжая из Тифлиса во Владикавказ, сделал остановку в пути и вот теперь присел на диван, задумался... Он грустен, но грусть его светла, именно из такой грусти и рождается вдохновение, рождаются возвышенные поэтические строки...
В детстве Петр знал наизусть всего "Мцыри". А когда его отец-переводчик решил в 1880 издать сочинения Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников, Петр Кончаловский мог наблюдать, как работал над рисунками сам Врубель, и позже он вспоминал: "Все потом его узнали и оценили. А тогда он голодал. Отец, чтобы помочь ему в работе, поселил его у нас... Писал он все время, а я торчал у него тоже все время. Мешал, наверное, страшно. Рисунок ему не понравился - он изрежет, выбросит, а я подберу, склею и под подушку к себе... Мне казалось, что он рвет и бросает какую-то часть Лермонтова..."
Кончаловскому часто предлагали написать что-нибудь на лермонтовскую тему, но он всегда отказывался. Когда немцы в 1941 году бомбили Москву, он вдруг решил написать этот портрет... В мастерской было холодно, и он перенес полотно домой. Но и здесь писать приходилось в полушубке и перчатках. На время бомбежки он прерывал работу и спускался в бомбоубежище. Так рождался один из лучших его портретов.
В свое время, досконально изучив французскую живопись, проникшись духом Сезанна и разобравшись в кубизме, Петр Кончаловский, один из основателей объединения "Бубновый валет", поражал всех необыкновенной, стихийной праздничностью красок, большим оптимизмом. Он удивительным образом открывал глубинную, чувственную красоту мира. Его натюрморты, пейзажи, портреты чаще всего жизнерадостны, жизнеутверждающи. Говорят, что в семьдесят лет Кончаловский радовался жизни так же, как в семь.
Кончаловский Пётр Петрович "Автопортрет". 1943
Петр Петрович Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали. Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников - Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля...
В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.
Художник Петр Кончаловский. Портрет дочери Натальи. 1938 год
Картины Петра Кончаловского хвалили, предсказывали ему большое будущее, но он чувствовал, что не нашел чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна. В 1907 году Кончаловский поехал в Париж, посетил там выставку Ван Гога и она потрясла его.
"Произведения Ван Гога, - писал позже Кончаловский, - раскрыли мне глаза на мою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее... а настойчиво искать в ней характерное..."
До этого он писал работы в духе Коровина. А в 1908-09 прошел своеобразную стадию фовистской активизации цвета. Влияние Ван Гога ощутимо в "Доме в розовом" и других пейзажах Южной Франции.
Сухие краски
В это время Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк, Куприн образовали общество "Бубновый валет". Они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, сохраняя, однако, верными натуре. В своих ранних произведениях Кончаловский стремился соединить конструктивность цвета Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», Семейный портрет», 1912, «Агава», 1916, «Верстак» 1917)
Семейный портрет ("сиенский")
В семейных портретах 1911, 1912 годов, первый из которых Муратов назвал "черным", а второй "сиенским", особенно заметно "нагнетание характерности". Мы видим жену Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую Кончаловский любил рисовать. Впоследствии Наталья Кончаловская стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. Их сыновья Андрон и Никита стали известными в мире кинорежиссерами.
В 1910-12 годах в работах Кончаловского появилась так называемая "подносно-черная" основа, которая присутствует не только в натюрмортах, но и в некоторых портретах, давая возможность еще полнее ощутить звучность красок. В это время были написаны натюрморт "Пиво и вобла" и натюрморты с цветами.
По-новому написаны итальянские пейзажи "Сан-Джиминиано", "Сиена". В них ощущается внутреннее движение, жизнь. Лентулов вспоминал: "Кончаловский писал колоссальное количество этюдов ежегодно, не менее шестидесяти".
В 1914 году Петр Кончаловский попал на фронт артиллерийским фицером и сражался против немцев. После Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни.
Своим духовным отцом Кончаловский всегда считал Сурикова. В конце 20-х годов ему пришлось подолгу жить и работать в Новгороде, и художник вдруг с особой остротой ощутил необходимость воплощения национального начала, которое так полнозвучно звучало в творчестве его духовного наставника.
Очень интересны портреты, на которых Кончаловский показывает человека в мгновение особого вдохновения. Это портреты Пушкина, Лермонтова, Прокофьева, «Автопортрет»,портрет режиссера Мейерхольда.
Одной из наиболее интересных работ художника в театре было оформление оперы Рубинштейна "Купец Калашников" для театра Зимина, где Кончаловский, увлеченный в это время примитивами, использовал стилизацию "под лубок".
Кончаловский называл композицию душой художественного произведения, умел выстраивать полотно. Но все же самым ценным его качеством оставалось умение видеть и воплощать чувственную красоту... Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948).
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучить и так же глубоко, как и все другое, - говорил Кончаловский. - Цветы - великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы..."
http://www.ikleiner.ru/
"Автопортрет с Женой". Кончаловский Петр Петрович. 1923
- Документальный фильм к 100-летию литератора, переводчика Натальи Петровны Кончаловской.
«Уже потом, когда ее не стало, я с пронзающей силой понял, чем она была для нашей семьи, каким надежным стержнем, каким мощным силовым притяжением, какой защитой, какой удивительной созидательной энергией...» (Н. Михалков)
Она выросла в русской православной семье с глубокими культурными традициями. Внучка великого живописца Василия Сурикова, дочь замечательного русского художника Петра Кончаловского Наталья Петровна Кончаловская в полной мере унаследовала от своих предков и необыкновенную одаренность, и творческое ощущение жизни, и ту энергию любви, которая навсегда стала знаком ее отношения не только к собственным детям, но и ко всему окружающему миру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий